«Путешествие в Весеннюю Страну Слов»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Воспитатель Балберина Е.В., первая квалификационная категория
Задачи:
· Познакомить старших дошкольников с новым понятием «фантазия».
Учить детей обобщать и классифицировать (перелетные птицы). Закрепить названия птиц. Учить отвечать на вопросы полными предложениями. Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.
· Развивать образное представление, общие речевые навыки, зрительное восприятие, наблюдательность, внимание, умение анализировать.
· Воспитывать у детей интерес к жизни пернатых нашего края и желание заботиться о них.
Словарная работа: фантазия; солнце - яркое, лучистое, горячее; небо – высокое, голубое; облака; перелётные птицы - грач, скворец, соловей; добрый; улыбка; нежный.
Материалы и оборудование: диск П. И. Чайковского «Времена года», диск с голосами птиц, карточки с изображением птиц, корзиночка.
Интеграция с другими образовательными областями: «Здоровье» и «Физическая культура», «Социализация» и «Коммуникация», «Музыка».
Ход образовательной деятельности
В группе появляется Фея (кукла). Она приглашает детей в Весеннюю волшебную страну слов.
Фея: Здравствуйте, мои милые дети! Спасибо, что откликнулись на моё приглашение и пришли ко мне в гости. Я - Фея из Весенней страны слов! Попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать как?
(Ответы детей).
Фея: Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Так как моя страна необычная, то и в путешествие мы отправляемся необычным образом – с помощью фантазии. А что такое фантазия?
(Ответы детей).
Фея: Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, что-то представляем, выдумываем, то, чего нет на самом деле. Давайте все вместе произнесем заветное слово «фантазия».
(Ответы детей индивидуальные и групповые)
Фея: Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим в волшебную страну на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание рек, чувствуем свежий запах воздуха и весны.
(Звучит волшебная музыка)
Вот мы и прибыли. Открываем глаза.
(Дети идут змейкой за Феей по залу и обращают внимание на солнце).
Фея: Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце
Ну, конечно, это солнце!
Фея: Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней.
Протяните ладони к солнцу, погрейте.
Массаж лица:
Личико солнце пригрело,
Потеплело, потеплело.
(Поглаживающие движения рук от середины лба к верхней части ушей)
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.
(Медленно тянут руки вверх, улыбаются)
Фея: Ребята, а как можно сказать о солнце, какое оно?
(Ответы детей)
Фея: Давайте поиграем с солнышком.
Пальчиковая гимнастика.
Дети встают в круг.
Солнышко, солнышко,
Погуляй у речки.
(Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируют ходьбу).
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки!
(Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберем
Золоченые возьмем.
(Хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем
(Круговые движения ладонь об ладонь)
И назад тебе вернем
(Поднимаем руки вверх, раздвинув пальцы)
Фея: Молодцы, ребята!
А что, вы, можете сказать о небе? Каким оно бывает?
(Ответы детей)
Фея: Прекрасно! А теперь присядьте, отдохните, на облака посмотрите.
(Звучит песня «Белогривые лошадки»)
Как быстро по небу плывут облака!
Похоже одно на Конька – Горбунка,
Другое распахнуто, словно пальто,
А третье - похоже не знаю на что?
Фея: А вы, ребята, видели облака? На что или на кого похожи облака на небе? Расскажите!
( Индивидуальные ответы детей)
Фея: Ребята, слова можно найти везде.
Я слова найду везде-
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
Фея: Я сейчас вам загадаю загадку, а вы будете отгадывать, о чем говорится в ней.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу - подснежник зацветет. (Весна)
Фея: Какие приметы весны вы знаете?
(Ответы детей)
Фея: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть признаки, а вы должны назвать,
что это?
Дидактическая игра « Весенние слова»
Голубое, чистое, безоблачное… (небо)
Яркое, золотое, ласковое… (солнце)
Белые, пушистые, плывут по небу… (облака)
Холодный, весенний, погожий… (день)
Перелетные, зимующие, поющие… (птицы)
Звонкая, прозрачная, холодная… (капель)
Фея: Ребята, а какой сейчас идет месяц?
(Ответы детей)
Март в народе называют капельником!
Динамическая пауза:
Капли звонко капали (прыжки)
Все сосульки плакали (качаем головой)
Солнце светит ярко (руки вверх)
Нам сосулькам жарко (отмахиваемся)
С нас течет вода (наклон вниз)
Мы растаем навсегда (выпрямляемся)
Фея: Сосульки растают, снежок растает, и вода потечет в реку. Будет тепло, и мы с вами будем плавать в речке. Давайте представим, как мы плывем по реке.
Мы плывём по теплой речке
Тихо плещется вода.
(Плавание руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда.
(Руки вверх, в стороны)
Вот летит большая птица
Плавно кружит над рекой
(Машет крыльями)
Наконец она садится
На корягу под водой
(Глубокий присед)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть – погуляем.
(Шагаем на месте)
А теперь глубокий вдох
И садимся на пенёк.
(Садимся на стулья)
Фея: Отгадайте, ребята, ещё загадку.
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится
Угадали? Это… (птица).
Кто такие перелетные птицы? Почему весной они возвращаются к нам?
(Ответы детей)
Фея: Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определенное время.
Послушайте загадку:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне вскачь
А зовется птица … (грач)
(Звучит голос грача)
Фея: Грачи прилетают самыми первыми. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у человека. Потом начинают строительство гнезд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Отгадайте следующую загадку:
На шесте – дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его… (скворец)
(Звучит голос скворца)
Фея: Широким и важным шагом шествует скворец за плугом, выдергивая дождевых червей. Скворец в своей песне может передать все, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки. В народе говорят: увидел скворца – знай весна у крыльца. Скворцы появляются в конце марта.
Послушайте ещё загадку:
Прилетел к нам, наконец,
Самый лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет… (соловей)
(Звучит голос соловья)
Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в теплые края. Весной соловьи прилетают на родину в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Они живут там, где много кустарников. Особенно хорошо они поют, когда цветет сирень.
Люди с давних времен с большим уважением и любовью относятся к птицам. В марте есть такой праздник – День птиц – перед прилетом скворцов.
Фея: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Справочное бюро».
Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. За правильный ответ каждый из вас получит жетон «Друг птиц»
· Почему птицы возвращаются в родные места?
· Какие птицы прилетают первыми?
· Когда прилетают скворцы?
· Когда возвращаются соловьи?
· Что делает грач, когда строит гнездо?
· Что делает грачиха?
Фея: Вот какое красивое время года весна! Природа пробуждается ото сна! Нам веселые песни поют любимые птицы! А ещё я знаю слово, от которого мир становится прекрасней. Это слово – улыбка!
Ребята, а вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок! (Ответы детей)
А кузовок – то мой волшебный. Все ваши замечательные слова превратились в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губы трубочкой, плавно выдыхайте через рот.
Фея: Наше путешествие закончилось. Пора возвращаться. Закройте глаза. (Звучит музыка)
Вот мы и в детском саду!